Бояркина Ольга Владимировна

Бояркина Ольга Владимировна

 
Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Актуальность

Прочитано 773 раз

Модернизация современного российского образования закрепила приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большого внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые в условиях образовательного учреждения носят многоплановый характер. Среди них выделяют необходимость решения социальных и педагогических проблем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания, взаимоотношениями с учителями, классом, отдельными группами и личностями класса, школы, обстановкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общения.

Таким образом социально-педагогическая деятельность в гимназии направлена на развитие социально активной личности. Для реализации данной цели решаются следующие задачи:

  • оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации;
  • оказание консультативной помощи родителям в решении социально-педагогических проблем ребёнка;
  • повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания правовой культуры.

Новые подходы и приоритетные направления в образовании находят отражение в нашей социально-педагогической деятельности:

  • включение детей в социально-значимую деятельность не только в общешкольные мероприятия, но и в городские;
  • организация самоуправленческой деятельности, в гимназии действует «Совет старшеклассников».

В своей работе руководствуемся следующими основными нормативно-правовыми документами:

  1. Конституция РФ;
  2. Гражданским кодексом РФ;
  3. Семейным кодексом РФ;
  4. Уголовным кодексом РФ;
  5. Кодексом об административных правонарушениях ;
  6. Законом РФ « Об образовании»;
  7. Федеральным законом №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  8. Федеральным законом №124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
  9. Уставом образовательного учреждения.

Социально-педагогическая деятельность с учащимися.

Работа с учащимися носит многогранный характер: направлена на решение социально-педагогических проблем, профилактику правонарушений, формирование потребности в ведении здорового образа жизни саморазвитии и самовоспитании, включение ребенка в социально-значимую деятельность. При работе с учащимися используются различные формы, методы, приемы и способы. Ведущим направлением в нашей деятельности является решение проблем ребенка. Проблемы носят разноплановый характер, и в зависимости от возникшей проблемы выстраивается алгоритм работы с данным ребенком. Для эффективности данного вида деятельности используем технологию индивидуальной работы, разработанную социальными педагогами г.Югры Марушкиной Т.В. и Платовской Г.Н .Применение технологии позволяет поэтапно реализовывать структурные компоненты деятельности. Так, решение любой проблемы ребенка, начинается с диагностирования, который включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации. Следует учитывать, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана. В этом случае наша задача заключается в том, чтобы самим выявить все значимые обстоятельства ситуации и поставить социальный диагноз.

Сбор информации происходит через такие методы как: наблюдение за ребенком (в учебной и во внеклассной деятельности); беседа непосредственно с ребенком, классным руководителем, преподавателем - предметником, родителями; методы диагностики личности, семьи, социума. Для выявления дополнительных сведений о ребенке проводится мониторинг социальной ситуации развития ребенка. Цель мониторинга - отслеживание социальной ситуации развития ребенка.

По завершению данного этапа составляем характеристику ситуации, в которой находится ребенок, а так же характеристику проблемных состояний ребенка. Данная информация фиксируется в документах.

Следующий этап - поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставим цель, в соответствии с которой формулируем конкретные задачи деятельности и определяем выбор путей решения проблемы. Всю свою деятельность на втором этапе мы определяем как:

  • логику построения индивидуального взаимодействия с ребенком, с родителями.
  • логику построения ситуации посредничества со специалистами школы, институтов города, занимающихся проблемами детей.

По окончании производим оценку правильности простроенной работы, её эффективность.

В своей работе сотрудничаю с органами детского самоуправления.Это «Совет старшеклассников» и «Совет эрудитов».В совете старшеклассников создан дисциплинарный сектор на котором разбираются случаи нарушения дисциплины с1 по 11 класс.

Социально-педагогическая деятельность с педагогическим коллективом.

Деятельность социального педагога неразрывно связана с работой педагогов школы и носит системный характер. Взаимодействие с педагогическим коллективом осуществляется в следующих направлениях:

индивидуальная работа по проблеме учащегося строится с классным руководителем, преподавателем-предметником, узкими специалистами школы.

С классными руководителями выстраивается наиболее тесное взаимодействие, так как этот специалист оказывает первичную помощь ребенку в решении его проблем.

Преподаватели-предметники имеют непосредственное общение с ребенком в учебно-воспитательном процессе. Взаимодействие строится на основе решения учебных проблем ребенка, контроля его обучаемости и посещаемости.

Взаимодействие со специалистами школы узкой профессиональной направленности (психолог, медицинская сестра, врач и другие) осуществляется при необходимости оказания конкретной профессиональной помощи.

Методическое объединение классных руководителей (МО) направлено на оказание помощи педагогам-предметникам, классным руководителям в работе с родителями по решению социально-педагогических проблем ребенка. Заседания носят практическую направленность и проводятся в различных формах: тренинги, дискуссии, деловые игры, педагогические мастерские. Учителям предлагается большой практический материал по повышению педагогической грамотности родителей и активные формы взаимодействия семьи и школы.

Социально-педагогическая деятельность с семьей.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, так как именно в семье рождается чувство преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему. Психологически благоприятная семейная атмосфера и эмоционально насыщенная жизнь в школе играют большую роль в воспитании учащегося. Они создают предпосылки для развития интеллекта ребенка и его духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому так важно взаимодействие родителей и педагогов, семьи и школы в вопросах воспитания.

Содержание практической деятельности социального педагога можно представить как реализацию различных социальных ролей: посредника, защитника, наставника, помощника, эксперта, советчика, общественного деятеля, друга, психотерапевта, исследователя. Таким образом, успешная реализация социальным педагогом ведущих функций и социальных ролей позволит создать условия, при которых усиливается способность ребенка по мере взросления отстаивать право на неприкосновенность внутреннего мира собственной личности, способность противостоять невзгодам жизни и самому оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.

Литература:

Бочарова В. Г. Социальный работник// Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т./ под. Ред. С.Я.Батышева. –М., 1999
Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики. –М., 2002
Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина. –М., 1999
Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: Учеб. пособие для студентов социал. фак. и вузов / Моск. гос. социал. ун-т и др. - М., 2000.ную помощь тем, кто в ней нуждается.

Интернет ресурсы : metodsovet.su, 4stupeni.ru

Общая информация

Гимназия «Интеллект» - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, создано на основании Постановления Главы города Ессентуки № 1037 от 16.12.1994 г. «О создании муниципальных учреждений образования».

Адрес для писем: Ставропольский край, г.Ессентуки, ул. Долина роз 14
Тел/факс: (87934) 2-59-30 / 2-63-99, E-mail: esgimnazia@rambler.ru